Заблуждения

//Заблуждения

Заблуждения

В соответствии с исследованиями, у одного из 88 детей сегодня диагностируют аутизм, вернее, расстройство аутического спектра. РАС сегодня — очень распространенное заболевание, хотя сложно говорить об эпидемии аутизма: диагностические методы становятся совершеннее, само понятие аутического спектра описывает те нарушения, на которые раньше не обращали внимания, считая особенностями характера. Однако, несмотря на масштабы и сроки изучения аутизма заблуждения, связанные с этим заболеванием, по-прежнему сложно разрушить.

Дети и взрослые с РАС считаются особенными людьми, наделенными сверхталантами, ведут себя только определенным образом. Ну и, разумеется, практически все обыватели знают, кто виноват в возникновении РАС — врачи с прививками.

1 МИФ. Прививки как причина заболевания

Когда у нас случается что-то негативное, первым возникает стремление выяснить «Кто виноват?». Что вызвало возникновение у ребенка расстройства аутического спектра? Экология, диета, наследственность, болезни родителей?

Эндрю Уейкфилд, британский гастроэнтеролог, медицинский исследователь и не очень честный человек предложил прямой и понятный ответ на вопрос «Кто виноват в аутизме?». Прививки, в частности, тривакцина корь-краснуха-паротит (MMR) была названа причиной возникновения изменений в организме детей, вызывающих симптомы аутизма.

Немного позднее выяснилось, что в судебных исках и компенсациях и заключался смысл «научного исследования» Уейкфилда, подделавшего данные детей. Доктор потерял и работу, и лицензию на медицинскую деятельность. Однако эффект от публикации был настолько велик, что до сих пор существует миф о связи данной прививки и расстройствах аутического спектра. Вероятно, это связано все с тем же желанием найти причину заболевания, а также с временным фактором — во многих случаях время интенсивной вакцинации и начало проявления неоспоримых симптомов РАС совпадают, хотя и не связаны друг с другом.

Ученые изучили множество случаев, и тех, на которые опирался доктор Уейкфилд, и массу новых, и пришли к выводу об отсутствии связи данной прививки и развития аутизма у детей.      Более того, новые данные подтверждают, что первые симптомы (отсутствие глазного контакта) у некоторых детей можно заметить уже в возрасте двух месяцев и при отсутствии какой-либо вакцинации в анамнезе.

2 МИФ. «Человек дождя» как собирательный образ

На втором месте по распространенности стоит миф о суперспособностях людей с аутизмом, как, например, у персонажа фильма «Человек дождя». Хотя образ, сыгранный Дастином Хоффманом, основан на поведении и особенностях реального человека с РАС, это не означает, что все дети и взрослые с аутизмом будут вести себя таким же образом и гениально рассчитывать, какая карта в покере еще находится «на руках».

Этот образ относится к возможному, но совсем не обязательному варианту развития ребенка. Не у каждого человека в аутичном спектре развивается особый талант.

Тем не менее, часть людей с аутизмом имеют значительно более высокие показатели IQ, чем нейротипичные представители человечества, и новый взгляд на заболевание, выделяющий положительные черты, помогает людям с аутизмом адаптироваться к жизни, а компаниям — получать высококвалифицированных сотрудников. Врачи поощряют родителей детей с аутизмом не чувствовать себя ограниченными диагнозом, но сосредотачиваться на желаниях и возможностях ребенка. Многие дети с РАС (особенно с синдромом Аспергера) хорошо понимают математику, точные науки и технологические принципы, но также могут быть музыкантами или художниками. Если человек видит мир иначе, то этот навык стоит оттачивать, расширяя его возможности на различные области деятельности.

3 МИФ. Детям «в спектре» не нужны друзья

В распространении этого мифа также обвиняют кинематограф (например, сериал «Теория большого взрыва»). Заблуждение про отсутствие потребности в общении и дружбе настолько устойчиво, что некоторые родители отрицают вероятность наличия расстройства у ребенка, потому что ему очень интересны другие дети.

Но проблема детей с РАС не в отсутствии мотивации к дружбе, а в неразвитости правильных социальных инструментов. Если нет необходимых навыков, то нет и понимания, что делать, когда другой ребенок говорит «Привет» или хочет играть в другую игру. А это осложняет развитие дружеских отношений.

Нередко дети с аутизмом становятся более социально изолированными по мере взросления, и нередко — не по собственному выбору. Со временем, сталкиваясь с невозможностью установить социальные контакты из-за отсутствия навыков и понимания, они перестают пытаться устанавливать или развивать отношения, хотя потребности в общении это не снижает. Именно поэтому это заблуждение так важно разрушать.

4 МИФ. Аутизм можно вылечить.

На данный момент это — миф. Аутизм — пожизненная дисфункция, от которой сейчас нет проверенного способа или лекарства, хотя всегда есть надежда на его возникновение.

Методы, апробированные немалым количеством родителей (витаминотерапия, диеты, хелирование и т. п.), научно не подтверждаются в качестве действующих. Специалисты считают, что при аутизме очень выражен эффект плацебо, и сложно определить, действительно ли у ребенка есть улучшение, а главное — почему.

Хотя аутизм не поддается излечению, при помощи интенсивной поведенческой терапии дети могут получать недостающие им социальные и коммуникативные навыки. Так, исследование специалистов Университета Коннектикута, проведенное на 34 детях, показало, что некоторым пациентам удается «покинуть спектр» и нормально функционировать почти всегда. Хотя исследователям до сих пор не вполне понятно, почему именно эти дети так хорошо отреагировали на терапию, они заявляют об «осторожном оптимизме» в общем направлении лечения расстройств аутичного спектра.