Основные сведения

//Основные сведения

Основные сведения

С 2015 года методическое сопровождение в организации образовательного процесса для детей с РАС осуществляет областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 89» (далее — ОГБОУ «Школа-интернат №89»).

В школе-интернате созданы специальные условия для организации обучения детей с РАС:

  • совершенствована материально-техническая база для организации обучения детей с РАС на средства областного бюджета;
  • разработаны адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с расстройством аутистического спектра в соответствии с требованиями введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • проведено обучение специалистов на курсах повышения квалификации в Московском городском психолого-педагогическом университете по теме: «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с РАС» с включением очных занятий с 16 ноября по 19 ноября 2015 года, проводимых на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (г. Москва, ул. Кашенкин Луг, д.7);
  • проведено обучение учителя дефектолога на первом, втором и третьем модуле сертифицированной программы по прикладному анализу поведения (АВА) по темам: «Базовые принципы Прикладного анализа поведения (АВА) и процедуры для изменения поведения», «Методы оценки и развития речевых навыков», «Технологии обучения и методы коррекции поведения». (руководитель программы – Юлия Эрц, МА, ВСВА), на средства гранта по итогам конкурса среди социально ориентированных некоммерческих организаций на предоставление субсидий из областного бюджета Ульяновской области на реализацию социально ориентированных программ.
  • педагог-психолог школы-интерната прошла обучение на двух модулях DIR FLOОRTIME(игровое взаимодействие), «DIR1.01: базовый курс. Модель DIR и методика FLОORTIME» и «DIR2.01: базовый курс. Развитие основных функциональных эмоциональных ступеней», на средства гранта по итогам конкурса среди социально ориентированных некоммерческих организаций на предоставление субсидий из областного бюджета Ульяновской области на реализацию социально ориентированных программ (3 место).
  • в 2015 году на средства Попечительского совета школы-интерната с 11 июля по 24 июля 2015 года прошли стажировку 4 специалистов школы-интерната на базе летнего лагеря АНО «Наш солнечный мир» (г. Москва) по программе «Комплексная реабилитация и социальная адаптация детей с РАС и другими нарушениями в развитии»;
  • в ноябре 2016 года учитель логопед прошла стажировку по программе «Методики развития вербальной и невербальной коммуникации с детьми с РАС на базе АНО Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир».

С целью распространения опыта работы с детьми с РАС 26 декабря 2015 года на базе школы-интерната проведён областной обучающий семинар по теме: ««Создание специальных условий в общеобразовательной организации для обучения детей с РАС» (далее – Семинар) в рамках реализации проекта «Ресурсный класс для детей с РАС», ставшего победителем второго конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций Ульяновской области для предоставления субсидий из областного бюджета Ульяновской области на реализацию социально ориентированных программ (проектов). Данный проект разработан Ульяновской местной общественной организацией «Попечительский совет ОГКОУ СКОШИ № 2 VI вида» при поддержке Министерства образования и науки Ульяновской области и школы-интерната.

В Семинаре приняли участие педагогические и руководящие работники Ульяновской области, задействованные в работе с детьми с ОВЗ, специалисты органов управления образования муниципальных образований, курирующих работу по инклюзивному образованию детей с ОВЗ, преподаватели кафедры коррекционной педагогики, здорового и безопасного образа жизни ФГБОУ ВПО УГПИ им. И.Н. Ульянова (100 человек).

На Семинаре были освещены юридические и экономические аспекты создания условий в общеобразовательной организации для обучения детей с РАС, особенности организации обучения детей с РАС, современные методы, подходы и технологии работы с данной категорией детей.

Для организации преемственности в работе с детьми с РАС руководителям дошкольных образовательных организаций (далее – ДОУ) на проведенных совещаниях даны рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению данной категории детей в форме организации сетевого взаимодействия ДОУ с общеобразовательными учреждениями и Ресурсным центром.

С целью повышения квалификации педагогических и руководящих работников, работающих с детьми с РАС, на базе стажировочных, пилотных и базовых площадок Ульяновской области проведены ряд обучающих мероприятий:

  • 10 декабря 2015 года Всероссийская научно-практическая конференция по теме: «Современные модели успешной социализации детей с ограниченными возможностям здоровья в свете требований ФГОС ОВЗ и ФГОС УО»;
  • в ноябре-декабре 2015 года курсы повышения квалификации для педагогов по теме «Формирование системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, для обучающихся с задержкой психического развития, для глухих обучающихся, для обучающихся с РАС»;
  • в 2016 году семинар для педагогов Ульяновской области по теме «Создание специальных условий в общеобразовательной организации для обучения детей с РАС»;
  • стажировка квалифицированными специалистами АНО «Наш солнечный мир» (г. Москва) для педагогов и родителей Ульяновской области по теме: «Аутизм. Проблемы. Коррекция. Перспективы»;
  • стажировка учителей-логопедов по теме «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной организации».

На базе школы-интерната с целью обеспечения методической, экспертной и информационно-аналитической поддержкой образовательных организаций Ульяновской области, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, в соответствии с распоряжением Министерства образования и науки Ульяновской области от 19.01.2017 № 64-р создан региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с РАС (далее — Ресурсный центр).

В рамках деятельности Ресурсного центра в 2017 году запланировано проведение научно-методических, обучающих семинаров, вебинаров, заседания круглого стола.

Для педагогов Ульяновской области в феврале 2017 года специалистами Ресурсного центра проведен научно-методический семинар по теме: «Психолого-педагогические условия успешной социализации обучающихся с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной организации».

Одним из направлений работы Ресурсного центра по организации обучения детей с РАС является оказание ранней помощи детям с РАС посредством обучения сертифицированными тренерами родителей по программе EarlyBird («Ранняя пташка»), которая реализуется при поддержке Фонда «Обнаженные сердца».

В 2017 году на базе Ресурсного центра осуществляется обучение родителей в течение 8 недель в форме тренинга для группы из шести семей и индивидуальных консультаций во время домашних визитов.

Родители, прошедшие обучение по данной программе под руководством сертифицированных специалистов, получат представление об особенностях развития и поведения детей с РАС, смогут уверенно и самостоятельно выстроить взаимодействие с ребенком после окончания трехмесячного тренинга. Участие родителей в программе Ранняя пташка проводится на бесплатной основе.